Деревня «Игрушка»

«Исчезнувшие сёла – сколько их?»

  Деревня «Игрушка»

     По рассказам, поселок Игрушку основали несколько семей белорусов в 1907 г. Жила там и одна русская семья — Осиповы. Посреди леса выстроили две небольшие улицы. С образованием колхозов там два года председательствовал Фатей Михайлович Пастухов. Осталось неясным точное время образования поселка, но согласно архивным материалам в 1927 г. он уже существовал. Поселок Игрушка располагался в одноименном урочище, на расстоянии около 6 км на север от д. Новобибеево. Он стоял на берегу правого притока Оби р. Туле, протекающей по территории урочища. Со всех сторон селение окружал смешанный лес. С другими населенными пунктами его соединяла проходящая невдалеке грунтовая дорога.

      Народная память сохранила несколько версий о происхождении названия деревни. Одна из них говорит, что все дома там были маленькие, как будто игрушечные, потому и назвали Игрушка, другая — что там делали какие-то игрушки. Еще одна версия рассказывает о том, что новым поселенцам отвели земли вблизи деревни Ново-Бибеево, на месте, где стоял кедровый лес, жителям деревни это очень не понравилось, и они стали всячески препятствовать строительству новых домов. Начинают строить переселенцы дома, а вечером приезжают бибеевцы и раскидывают построенный сруб.

     А однажды старожилы поставили перед новичками такое условие: вот если они построят за ночь дом и собьют печь (раньше печки в основном делали не из кирпича, а сбивали из глины), а из трубы утром пойдет дым, значит быть на этом месте новой деревне. Но, переселенцы были люди трудолюбивые, они столько перетерпели в своей жизни, да и место им очень понравилось, вот они и построили небольшую избушку всего за одну ночь, сбили печку и утром ее растопили, а когда приехали бибеевцы — из трубы вовсю валил дым. Как говорили старожилы Игрушки — они выиграли, да и домик был почти игрушечный, вот и назвали деревню свою Игрушкой.

     У деревенских ребятишек не было игрушек, играли с колёсами от телег и велосипедов. В Игрушке была начальная школа, а с 5-го класса дети уже ходили пешком в Ново-Бибеевскую школу, но учение продолжали в основном мальчики, девочки оставались дома: пряли, ткали, делали домашнюю работу. Потом из старой начальной школы сделали клуб. В клубе иногда показывали кино на простынях, когда из Болотного приезжал киномеханик. Был в деревне магазин, где люди могли обменять свои домашние продукты (яйца, молоко) на пряники и конфеты.

     Ближайшая к Игрушке церковь была в селе Ояш — далеко, но в деревне жил дед Савка, или как его звали все «Святый», он ходил зимой и летом  босиком, в домотканых холщевых штанах и в свитке. Волосы были густые и чтобы они  не мешали — надевал на голову  железный обруч, а на груди  носил большой крест. Дед Савка знал много молитв, он иногда крестил в реке местных ребятишек. Люди из Игрушки то же ходили к деду Савке.

     Владимир Александрович Лавров, будучи ребёнком ездил в Игрушку к своим дедушке и бабушке Ирине и Устину Авхимович, вот его воспоминания на момент 1964 года: «В деревне была одна-единственная улица буквой «Г». У деда была небольшая побеленная изба, посередине стояла большая русская печь, умывальника не было, только кадка с водой, возле окна стоял стол, в углу икона, две кровати с соломенными матрасами и сундук со сладостями (в основном там были пряники). Перед баней пол скоблённый ножом дочиста. В деревне электричества не было, освещались керосинкой, но уже тогда было радио на батарейках».

     Первоначально практически все население Игрушки составляли белорусы, затем в поселок стали прибывать отдельные семьи представителей других национальностей, но количество их было велико.  В деревне жили две семьи поляков и две семьи украинцев. В Великую отечественную войну сюда выслали 10 семей немцев с Поволжья, а потом их отправили в Нарымский край. Затем переселили на некоторое время калмыков. Жители села принимали всех как своих, расселили по домам, помогали, чем могли. Очень много работали. Не хватало лошадей — по шесть человек спрягались в плуг, который вел кто-нибудь из пожилых.

     Материалы, сохранившиеся в архиве, показывают, что в 1930-х гг. в деревне проживало около двух десятков семей. Многие из них приехали из д. Шеверничи Дмитровского сельсовета Березинского р-на Могилевской обл. О некоторых новоселах можно сказать более подробно. Например, Авхимовичи Дмитрий Карпович и Иван Алексеевич, белорусы, прибыли в 1907 г. из Белоруссии в Новосибирскую область — в Благовещенский сельсовет Чулымского р-на, а затем переехали в пос. Игрушка. Как рассказывали члены их семей, из Чулымского района пришлось уезжать, так как услышали о раскулачивании и решили спасать свое добро, поскольку жили богато, имели много лошадей, коров, прибыли на станцию Болотное и стали искать место, где можно было бы обосноваться подальше от людских глаз. Прожив некоторое время в Игрушке, Дмитрий вернулся обратно в Чулым, а Иван был призван в армию. Оба оставили семьи в Игрушке.

     Коллективизация 1930-х гг. не оставила единоличных хозяйств, но кроме работ на колхозных полях и ферме, игрушкинцы были заняты на возделывании личных участков, где выращивали овощи и много картофеля, разводили они и скот.

     В годы сталинских репрессий, а затем и Великой Отечественной  войны население Игрушки понесло большие потери. Были арестованы крестьяне Власюк, Колонец, Криворот Николай Константинович, Скобелев Дмитрий Федорович и др.

     В 1960-е гг. в связи с политикой укрупнения сел большинство жителей переехало в другие села. Просуществовала деревня до 1970 года. В 1980-х гг. там никого не осталось. Место, где располагалось поселение, было распахано.

Читайте также:

Добавить комментарий

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять